Теплотравматизм - реальная ОПАСНОСТЬ!
С учащимися ГУО "Маложинская средняя школа" была проведела беседа по элекробезопасности и теплотравматизму.
Травматизм и его предупреждение у детей дошкольного возраста
Термин “травма” означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторялись в определенной группе населения, называются травматизмом.
Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.
Травмы среди детей, к сожалению, встречаются достаточно часто и имеют много особенностей.
В дошкольном возрасте у детей уменьшается количество ожогов в связи с накоплением жизненного опыта. Травматические повреждения глаз у детей в возрасте до трех лет имеют специфические особенности, вследствие мягкости костной ткани, нежности других тканей.
Ребенок растет, начинает ходить, гулять с родителями на улице. И главная задача родителей теперь - максимально оградить его от травмоопасных предметов. Дома спрятать от него хрупкие и острые предметы, спички, нагревательные электроприборы, химикаты (чистящие средства, лекарства, краски, лаки и пр.), розетки закрывают специальными заглушками.
Нужно закрывать окна, не надо пускать детей к открытым окнам, не разрешать залезать на подоконники. Снабдить окна прочными сетками, не подпускать ребенка к плите и другой опасной бытовой технике.
Самый опасный период с точки зрения травм у дошкольников: от трех до семи лет.
У детей в 3 года появляются новые интересы, формируется свое «я». Любознательность с отсутствием необходимого жизненного опыта и навыков, неумение реально оценить опасность, стремление быстро все сделать нередко приводят к несчастным случаям.
С 3 лет у мальчиков травматизм увеличивается по сравнению с девочками и в более старшем возрасте значительно преобладает.
Переломы костей у детей случаются реже, чем у взрослых. Это связано с большей эластичностью и гибкостью детских костей, большим количеством в ней эластических и коллагеновых волокон, меньшей минерализацией и наличием толстой, хорошо кровоснабжаемой надкостницы, образующей вокруг кости гибкий амортизирующий футляр. Вывихи у детей встречаются тоже намного реже, чем у взрослых. Большая эластичность и прочность капсульносвязочного аппарата детских суставов объясняет большую частоту так называемых подвывихов, самым типичным из них является подвывих головки лучевой кости.
Кроме всего прочего, родителям важно знать, что ожоговый травматизм дошкольников гораздо сложнее лечить, чем у взрослых. Ожоги чаще, как правило, возникают от воздействия горячих предметов, жидкостей или пламени. В отдельных случаях они могут быть вызваны электротоком или солнечными лучами. Однако одна и та же температура может вызвать у детей более глубокие ожоги, чем у взрослых, так как детская кожа является более тонкой и ранимой.
Кожа у детей очень нежна, потому быстро возникают гнойновоспалительные процессы (фурункулы, абсцессы и другое), однако подкожно-жировая прослойка наоборот развита лучше и при падении оберегает ткани и органы от повреждений. Мышцы нежны, кости эластичны, богаты водой и содержат в себе мало солей. Надкостница толще и более пластична. Поэтому у детей быстрее заживляются раны, возобновляется деятельность органов.
Бытовой травматизм - это повреждения, которые дети получили дома: в квартире, во дворе или в детском саду. Повреждения при этом самые разнообразные, но опаснейшие из них это ожоги пламенем, химическими веществами и падение с высоты.
Причины бытового травматизма разнообразны, наиболее распространенная - недостаточный присмотр родителей за детьми. Такие, казалось бы на первый взгляд, пустяки, как оставленные в доступном для малышей месте иглы, гвозди, лезвия бритв, становятся причиной травм, а иногда и смерти. Это же касается и газовых и электроплит, обнаженных проводов электросети, открытых окон, лестниц. За свою небрежность родители иногда дорого расплачиваются.
У дошкольников повреждения могут быть предопределены психологическими причинами. Существуют некоторые общие показатели предрасположенности к опасности. К таким показателям следует отнести в первую очередь эмоциональные свойства и качества темперамента. Подверженности несчастным случаям способствуют низкий уровень внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, малая наблюдательность (осмотрительность), низкая выносливость, а также чрезмерно высокая (или низкая) склонность к риску.
Дети, имеющие высокую склонность к риску, двигательно расторможенные, возбудимые, эмоционально неустойчивые, склонные к частым переменам настроения, неадекватно ведущие себя в стрессовых ситуациях дети несамокритичны, часто переоценивают свои способности и возможности. Они подвижны и несдержанны, безоглядно озорничают. Но при этом редко получают травмы в квартире, потому что авторитет взрослых является несокрушимым барьером.
Следовательно, дети пытаются лишиться присмотра и охотно проводят свой досуг во дворе со своими сверстниками: катаются на велосипедах, самокатах, санках, влезают на деревья, влезают в открытые люки, на лестницы. Частой причиной травматизма детей дошкольного возраста является безнадзорность со стороны взрослых во дворе или на улице.
Немаловажную роль в успешном развитии жизненного опыта играет правильное воспитание ребенка. В этом возрасте дети способны запоминать те моменты, которые принесли сильное эмоциональное потрясение. Поэтому родителям у ребенка надо воспитывать чувство самосохранения.
Технологии предотвращения бытового травматизма разнообразны, но главной и самой надежной из них является постоянное беспокойство взрослых о безопасности детей дома. Старшие систематически должны воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, особенно при обращении с огнем и опасными приборами. Нужно предостерегать детей от озорства на окнах, балконах, лестницах, деревьях, во дворе.
Вместе с тем родители ни в коем случае не должны запрещать детям играть в подвижные игры, сковывать их непрерывными запретами и ограничениями: все нужно делать умеренно, чтобы не оскорбить и не унизить ребенка.
С малышами нужно быть постоянно настороже, устранять с их пути опасные предметы.
Старших детей нужно учить самостоятельно определять степень опасности. Расскажите ребенку, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом — порезаться, а кипятком — ошпариться. В этом возрасте дети уже вполне способны воспринимать аргументацию, лучше пусть он узнает об опасности с ваших слов, чем на собственном опыте. Взрослые должны в беседе постоянно объяснять степень опасности, которую несут в себе необдуманные поступки, доказывать ошибочность их представлений о героизме. Рассказ должен быть спокойным, не запугивающим ребенка. Важно при этом не развить у него чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. Очень важно для взрослых - самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что Вы - пример для своего ребенка.
К тому же удачно подобранная литература, кинофильмы, телепередачи помогут и взрослым и детям сформировать правильные безопасные модели поведения.
Основное правило для родителей: ребенок должен чувствовать любовь и внимание окружающих, быть под пристальным (но не надоедливым) контролем!
Основные рекомендации родителям:
- Не оставлять окна открытыми, если дома маленький ребенок, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить ее навсегда;
- Никогда не рассчитывайте на москитные сетки! Они не предназначены для защиты детей от падений! Напротив - москитная сетка способствует трагедии, ибо ребенок чувствует себя за ней в безопасности и опирается как на окно, так и на нее. Очень часто дети выпадают вместе с этими сетками;
- Не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей;
- Не ставить мебель поблизости окон, чтобы ребенок не взобрался на подоконник и не слетел вниз;
- Не следует позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон. Чтобы предохранить детей от ожогов, родители должны: - прятать спички от детей; - кислоты, щелочи, и другие ядовитые вещества хранить в недоступном для детей месте; - следить, чтобы дети не находились рядом с горячей печкой, раскаленным утюгом, газовой плитой, электроплитой и т. д.; - запрещать детям находиться на кухне во время приготовления еды; - с осторожностью переносить посуду с горячим содержимым; - ни на минуту оставлять ребенка в ванной во время купания.